Существует миф, что в Германии самые лучшие дороги – автобаны.

Это скоростные магистрали, где нет никаких ограничений скорости. Но это всего лишь миф и понять это можно лишь после сравнения с Голландией. Немецкий водитель с двадцатилетним опытом, впервые оказавшийся в Нидерландах, присвистнул от удивления, когда увидел 7 свободных полос на голландском автобане.

В Германии их бывает обычно 2, в редких случаях 4 и часто одна из них заблокирована на ремонт. Тут же пробки на дорогах – легенда, которая медленно уходит в небытие: затрудненное движение бывает в двух случаях:

  • Развели мост и нужно просто подождать, пока он снова станет дорогой
  • Когда на автобане случайно сбили индюка, и три полосы из семи встали ждать специальную машину, которая увезет останки с почестями. 

Если окажетесь в Нидерландах – обязательно берите машину, чтобы просто почувствовать свободу в пределах разгона до 120 километров.

Следующий пункт для удивления - велосипедная инфраструктура.

Если вы бывали или даже жили в остальной Европе, где тоже есть отдельные полосы для велосипедистов (обычно они выделены красным и ничем не отгорожены ни на дороге, ни на пешеходном тротуаре), то вы всё равно безмерно удивитесь, увидев рай для голландских велосипедистов.

Стоит сказать, что велосипед для нидерландцев – типичный вид транспорта: на нем домохозяйки ездят за покупками, студенты разъезжают между зданиями университета, маленькие дети едут в детский сад, а их родители отправляются на работу.

Только в одном Амстердаме велосипедисты составляют 40% городского трафика. Ради их безопасности велосипедные дорожки вынесены за пределы проезжей части и образуют некий тротуар на обочине с двусторонним движением, пешеходы же обязаны ходить по другой стороне.
Если дорожка заканчивается, то вы можете даже не смотреть по сторонам, автомобилисты обязаны вас пропускать, что и делают, как мне показалось, каждый раз не замечая. Их даже больше удивляет, если вы останавливаетесь у дороги и пропускаете их.

Так как велосипед – такой же типичный признак Голландии, как и сыр, то существует превеликое множество велосипедных туров по стране. К примеру, вы можете отправиться в крупнейший парк тюльпанов Кекенхоф через знаменитые, самые яркие и благоухающие тюльпаново-нарциссовые поля, на обратном пути заехать к Северному морю и проехать через национальный парк дюн.


Расстояния небольшие, к примеру, от Амстердама до Кекенхофа около 30 километров, а преимущества велосипедной прогулки очевидны – вам не нужно будет думать, в отличие от прогулки на машине, куда припарковаться, потрясающие фотографии сделать будет проще простого, а за один день вы насладитесь голландской природой, щурясь от мягкого солнышка, и даже если повезет, сможете погладить барашков, которые мирно пасутся по полям вокруг вас. 

Сыров в Нидерландах – словно тюльпанов на всех полях вместе взятых.

Так как сыроварение и продажа сыров достигли своего расцвета еще в 18 веке, то и сортов появилось с того времени немало. Самые популярные и традиционные – это эдамер, гауда, лейденский сыр с тмином и, самый молодой из них, маасдам (его производство началось лишь с 70х годов прошлого века).

Тем, кто хочет наряду с типичной гаудой попробовать ее необычную модификацию, Голландия способна многое предложить: кокосовая гауда, гауда с травами и чесноком, чесночная гауда, гауда с тмином, гауда с пажитником, острая гауда с чили-перцем, гауда с трюфелем – от такого многообразия разбегаются глаза, и рука сама безостановочно тянется к кошельку, чтобы купить все. С сыром в Нидерландах обычно сервируют горчицу, но опять же непростую, а медовую, клюквенную, с бальзамикой или с перчиком.

Если вдруг у вас появилось желание попробовать все, а возможности поехать в Голландию нет, то вы можете заказать сыр в Henri Willig. Фирма производит высококачественные вкуснейшие сыры на трех голландских фермах с 1974 года, и заказать деликатес можно в 59 стран, в том числе и в Россию. Ура!

В Амстердаме сложно найти типичную голландскую еду, да и вообще любую еду по доступной цене.

Традиционную dutch-кухню попробовать мне так и не удалось, как в принципе, и нормально питаться все путешествие. В столице великое множество ресторанов испаноязычных кухонь: аргентинская, кубинская, испанская, чилийская – и все они, в отличие от типичной для "оранжевой" страны кухни, находятся на любом туристическом маршруте.

Поэтому, если хотите попробовать Штаммпот – картофель и овощи, томленные в горшочке, Биттербаллен – голландские мясные шарики из говядины или на десерт Вла – пудинг со вкусом ванили, шоколада либо карамели, то планируйте и ищите рестораны заранее и, что немаловажно, не забывайте заходить на их сайты и смотреть цены: в некоторых, на первых взгляд очень простых заведениях, цена за небольшое блюдо может достигать 40 евро.

Еще один плюс Нидерландов - относительно небольшие города.

Вам не придется покупать автобусный тур по городу, потому что вы запросто можете пройтись по главным достопримечательностям сами. Для этого вам достаточно обратиться в любой туристический центр города (обычно они находятся на главных вокзалах) и купить за символическую сумму (1.5-3 евро) пешеходный гид, где указаны все основныe must-see&visit пункты c краткими описаниями и даже проложен удобный пеший маршрут между ними.

Так, центр Амстердама и все его достопримечательности мы обошли, не считая времени, проведенного в музеях, за 7 часов, Роттердам за 6, а небольшой Лейден за 3 часа. И это без какой-либо спешки, фотографируя и удивляясь всему вокруг, заходя в кофейни и сырные магазины, да и просто наслаждаясь непередаваемой свободной атмосферой. 

Для тех, кто еще думает, куда отправиться в активный отпуск, я, не сомневаясь, посоветовала бы Нидерланды. Несмотря на то, что страна крайне урбанизирована, создается впечатление, что ты попадаешь в одну большую зеленую деревню, где по обочинам пасутся овцы и маленькие, еще покачивающиеся барашки, в небольших речках плавают лебеди, а утки, ожидая своей очереди на поплавать и поплескаться, топчутся на берегу, а вокруг, куда не посмотришь - одни тюльпаны и нарциссы.

И что самое главное, на мой взгляд, страна живет своей, какой-то совершенно обособленной от остальной Европы жизнью: такой размеренной, но такой динамичной.