Раньше нам уже помогли именитые социологи прошлого века. К кому мы обратимся за аргументами в этот раз? 

Латынь – потрясающий язык. И многие так считают. Хотя бы потому, что активно используют в своих статусах фразы memento mori и carpe diem. Они обе нам пригодятся. Происхождение фразы с memento mori (очередной брендтег фанатов готической культуры в 2003-2005 годов нашей нелегкой жизни) достаточно адекватное. Ее нашептывал человек эпохи расцвета древнеримской цивилизации военачальнику-победителю, который был просто как второе солнышко в своем великолепии.

Смысл фразы “помни о смерти” заключался в том, чтобы сбавить обороты чувства величия у очередного генерала. Потому как генералы приходят и уходят, а враги империи никуда не деваются. Данная фраза обращает нас в будущее. Предостережение и наставление. Но нашептывать надо было:

помни сфотографировать еду

Примерно это нашептывает одна подружка другой. Немного подумав, она меняет характер сакрального сообщения на:

сфотографируй меня вот с этим капкейком

Вы голодны. До впечатлений.

Сarpe diem – наверно самая популярная крылатая фраза у фанатов здорового (или не всегда) и активного образа жизни. Живи настоящим и наслаждайся каждым текущим моментом жизни – это самая потрясающая ложь всех статусов в социальных сетях, а еще иногда и статусов-татуировок на телах.  Доказать эту позицию нам поможет Мирче Элиаде – удивительный человек, писатель и исследователь мифологии и религии.

По его мнению, анализируя позицию человека ко времени, можно проникнуть за завесу мифологического поведения современного человека. Элиаде настаивает, что:

существенной функцией мифа всегда было обеспечение входа в изначальное время, поскольку для человека всегда было свойственно игнорировать процессы настоящего времени или, иначе говоря, игнорировать то, что называется историческим моментом

Полинезийский Hangover.

В «Мифах, сновидениях и мистериях» М. Элиаде приводит пример полинезийского великого морского путешествия или плавания, для которого не существует характеристик беспрецедентности, новизны и самопроизвольности. Для полинезийцев данное путешествие становится лишь одним из случаев повторения путешествия, которое однажды уже было совершено мифическим героем.

Что означают эти две сложные фразы? Все очень просто – собирались полинезийские мужики и отправлялись плыть на лодке, как когда-то плавал еще один крутой мужик. Это из разряда психологии человека с тяжелым похмельем – он говорит, что никогда больше не будет, да и вообще такого не было. Но все равно плывет по рекам алкоголя. 3 части фильма Hangover помогут вам понять полинезийцев как ничто другое. Кстати, у нас же гастрономический характер статьи, поэтому проверьте своих знакомых на наличие полинезийских татуировок. Они опасны, как и китайские иероглифы, потому как на руке вашего знакомого может быть написано:

я убил и съел крокодила

Назад в будущее. Только не в настоящее.

Проводя параллели с современным миром, мы вынуждены отметить, что подобное мифологическое плавание в современном мире будет означать сознательный отказ от настоящего времени. Именно это нежелание встретить настоящее время, ощутить и осознать его, является отчаянной попыткой современного человека выйти из границ обозначенного для него исторического момента и войти в качественно-новое время, в котором осуществляются его надежды, утопии и мечты.

Все хотят жить вкусно. Пить кофе на Таймсквер и вспоминать свой незабываемый бокал вина на мексиканском пляже. А настоящее? Его, скорее всего, для вас не существует. Поэтому вы либо мечтаете о гастрономическом опыте или вспоминаете его.

М. Элиаде писал, что современный человек при помощи многочисленных и доступных средств тоже пытается освободить себя от стеснений, состояния неуверенности и тревоги, и жить в совершенно новом, качественно-отличном временном ритме. Ваше средство – инстаграм.

Иметь или быть? Фотографировать или есть?

У нас у всех общая печаль – количество информации (в том числе и визуальной) привело к тому, что все больше людей теряют возможность формировать новые качественные впечатления и эмоциональные образы, которые воодушевляли бы нас, радовали и восхищали.

В противовес подобной тенденции в рамках свойственного для современного общества культа потребления существует огромное количество организаций и брендов, которые ставят своей целью продвижение и последующую продажу не привычных для потребителя услуг, но впечатлений и обезличенных образов успешности и высоких стандартов жизни. И мы смотрим, мы радуемся, мы повторяем. Мы фотографируем еду.

Вы больны? Мы все больны?

Давайте закончим наш простенький анализ с поясняющей иллюстрации из рассказа «Заблудившийся мореход» из книги Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». Заблудившийся мореход – это история о человеке, который потерял возможность формировать новые воспоминания из-за синдрома Корсакова. Он ничего не помнит о своей жизни начиная с конца Второй Мировой войны, включая даже 5 минут, которые только что прошли.

Герой рассказа убежден, что он до сих пор живет в 1945 году, когда на самом деле идет начало восьмидесятых, и, кажется, ведет себя как обычный, образованный молодой человек, который к несчастью не может запомнить большую часть прошедших событий.

Он не способен понять значение жизни, получить радость и моральное удовлетворение, потому что постоянно забывает, что он делал три минуты назад. Герой рассказа не способен встретить реальность. Когда доктор ставит перед ним зеркало, «заблудившийся мореход» кричит в ужасе, потому что видит перед собой старика. Его мозг отказывается найти точку входа в изначальное время и изначальную историю. Но стоит убрать зеркало, как проходит несколько минут, и старик уже вновь считает себя молодым юношей в 1945 году.

Вы не находите некоторой параллели? После вечернего променада по местным ресторанам представьте себя на месте героя рассказа. А теперь на месте доктора? Самая большая и очевидная разница в том, что вы не больны. Эта иллюстрация нужна лишь как пример механизма поведения, она гиперболизирована и гипертрофированно соотносится именно с вами, но это лучше, чем ничего. Фотографируйте в свое удовольствие.