Не принимайте близко к сердцу.

И снова, сперва будет дисклеймер. Статья исключительно субъективна, кроме теоретической части. Никаких целей оскорбить или принизить отдельные группы людей не исповедуется. Это лишь критический взгляд со стороны на вещи, которые происходят вокруг. Возможно вы узнаете себя, но это лишь лишний повод узнать процесс работы вашего разума и чувств с новой стороны. Ваши убеждения не менее ценные, а может и более. Кто знает.

Логической предпосылкой для статьи стал материал "Голод экономической свободы". Можете сперва ознакомиться с ним.

Текст далее очень большой. Настолько, что мы разделим его на 3 отдельных статьи, поэтому если вас заинтересовала тема, то постарайтесь ознакомиться с материалом в логическом порядке. Сперва мы рассмотрим теоретическую составляющую. Потом поработаем с примерами, чтобы прояснить возникшие вопросы. А в самом конце обозначим дискуссионные проблемы, над которыми вы сможете подумать на досуге, а также подведем итоги.

Зачаровать? Расколдовать?

Скорее всего, первое о чем вы подумали, прочитав заголовок, - это то, что он не имеет никакого смысла. И даже слово разочаровать использовано не в самом знакомом значении. Самое ближайшее слово по значению для него станет – расколдовать. Сперва мы будем оперировать этими двумя простыми глаголами, а впоследствии перейдем к более сложному – демифологизировать.

Современный мир очень противоречив и нестабилен. Это выражается в том, что в нем могут одновременно сосуществовать без особых проблем явления в культуре и сознаниях людей, которые по идее этого сделать никак не могут.

Так уж вышло, что сейчас мы наблюдаем взаимодействие как раз таких явлений. Первое – мифологизация современного общества. Второе – демифологизация. Поскольку для большинства людей, которые не связаны по призванию с гуманитарными науками и исследованиям, миф приравнивается к сказкам, а познание в этой области заканчивается детскими воспоминаниями о мифах и легендах Эллады под авторством Куна, при прочтении заменяйте эти сложные слова на простые. Очарование, например.

А уже потом, когда мы подробно разберем эти феномены и приведем примеры, вы с легкостью сможете их использовать.

Начнем с самого начала, то есть поясним имя феномена. Что такое миф? С древнегреческого языка миф дословно переводится как повествование, предание. Миф подразумевал под собой абсолютное знание, сакральное повествование о том что было, есть и будет дальше. Этот рассказ полностью состоит из ценностно-мировоззренческих истин, которые принимаются человеком на веру.

Что такое мировоззренческая истина?

Это абсолютная правда в рамках определенного типа мировоззрения и восприятия.

Как бы не пытался доказать молодой человек своему объекту пристального внимания на свидании, что он видит мир иначе, философски-подкованные дамы никогда в жизни ему не поверят.

Потому как есть всего 3 исторически сложившихся типа – мифологический, религиозный и философский. Или научно-философский. Или философско-научный. Слишком уж много споров между наукой и философией о главенстве.

Так уж сложилось, что первым мировоззрением было мифологическое. Оно было типичным для первобытного и архаического общества. Религиозный тип доминировал в средние века – это вы все хорошо знаете. А философский тип всегда был инклюзивным вариантом, то есть включительным и сосуществующим вместе с другими. Поскольку мир никогда не развивался равномерно, то сейчас мы видим людей, которые являются представителями этих парадигм.

Глупые греки. Умные мы.

Но интересно другое. Скажи современному человеку из мегаполиса, что он недалеко ушел от первобытного человека в вопросах комплексного или частичного осмысления мира и себя, то, наверное, услышишь много комплиментов в ответ.

Во-первых, где глупые греки, у которых млечный путь появился реально из молока Геры при кормлении Геракла, а где человек с высшим образованием, личным автомобилем и неплохой (или плохой) работой.

Во-вторых, расскажут про технический прогресс, про полеты в космос, умные часы, которые следят за пульсом и давлением. Много чего еще расскажут.

Еще больше комплиментов можно услышать, если вы (не дай Бог) зайдете в паблик “Атеист” или “Типичный Атеист”, а может быть даже и в “Азербайджанец - Атеист” и скажете присутствующим, что их риторика никогда не являлась высшей ступенью по отношению к религиозному мировоззрению, а более того возвращает сознание к архаическому обществу, то неизвестно уйдете ли вы живым.

Миф сейчас.

Смысл в чем. Современный мир мифологизирован на сегодняшний день больше, чем когда-либо в истории. И самое смешное, что все это происходит на фоне язвительного отрицания “всего этого мракобесия” развитыми ячейками общества.

На первый взгляд, современный мир кажется полностью лишенным мифов, поскольку даже если некоторые совокупные символы и мифы, пришедшие к нам с архаичных времен, до сих принимаются в современном мире, они безгранично далеко от возможности занимать одну из центральных ролей в постиндустриальном обществе.

Ах, если бы так и было. Просто мало кто задумывался о:

Миф тогда?

Согласно Мирче Элиаде, люди современного общества относительно недавно стали понимать истинное значение мифа. Считается, что в примитивном и архаическом обществе, где миф являлся основой культуры и общественной жизни, миф был “ретранслятором абсолютной истины”.

Став источником священной истории, откровения, стоявшего выше человека на заре Великого Времени, миф, являясь одновременно сакральным и реальным, становится типичным. Как только миф приобретает характеристику типичности, он становится наглядной повторяющейся моделью, которая в некоторой степени становится впоследствии оправданием всех человеческих поступков.

Миф, другими словами, предоставляет человеку образец для поведения, поскольку в сознании он ассоциируется с истинной историей всего, что произошло у истоков времени. Посредством воспроизведения типичных поступков бога или героя, изложенных в мифе, человек архаического общества отделяет себя от мирского времени и получает возможность оказаться в изначальном времени, временной точке сотворения мифа.

С богами и героями как-то сложно получается, неправда ли? А вот стать Стивом Джобсом – нормально. Похудеть, чтобы быть как вот та самая модель из телевизора – нормально. Шварценеггер, конечно, не герой нашего времени по версии Лермонтова, но за героя у бодибилдеров сойдет.

Теперь должно быть более понятно.

Если говорить сложно, то происхождение мифа берет начало в феноменологии, гендерных ролях и многочисленных ритуалах. Забудьте, мы говорим о современном мире. Свадьба – это ведь не ритуал? Ритуалы у нас в религии остались и шаманов каких-нибудь, вроде.

Современный человек адаптировал миф для себя, потому как отказался от идеи, что миф повествует о невозможном и невероятном. Миф стал лишь образом мышления, который отличается от массового, а поэтому не стоит относиться к нему как к заблуждению.

Коллективное - это не мое.

Запомните абзац выше. Он пригодится нам позднее в заключительной статье.

К коллективному мышлению и сознанию у современных индивидуалистов и нестандартно мыслящих отношение довольно противоречивое: с одной стороны есть он (индивидуал), на которого воздействуй или не воздействуй – толка не будет. Слишком личность сильная. С другой стороны вокруг стадо баранов. Стадо, которое меняет в панике рубли на доллары, выстраивается в очереди за айфоном и делает еще много всякой гадости. Индивидуал же сходит за айфоном через 2 дня, когда ажиотаж спадет, не забыв рассказать о стадности.

Так вот, весь 20 век – это одна сплошная попытка интегрировать миф в современную форму коллективного мышления:

Поскольку коллективное мышление ни в одном обществе до конца не отрицается, то невозможно не отметить, что современный мир все еще сохраняет следы мистического поведения.

Можно ожидать специалиста, который выскажет мысль о том, что мифы архаического общества исключительно инфантильны, сегодня в них даже ребенок не поверит. Разве поверит хипстер Антон в такую чушь про млечный путь – у нас наука вон есть, да и мы не дураки. Правда, хипстер Антон, скорее всего, не знает даже как была произведена эта красивая чашка, из которой он пьет кофе. Ну еще может названия всех планет не помнит, но вот во млечном пути он бесконечно уверен. Это однозначно не грудное молоко, как бы не хотели эти гады-греки убедить.

Инфантильный миф.

Назовете Советский Союз инфантильным государственным образованием? А фашистскую Германию? Конечно, ожидать можно и такого. Но увы, эти монструозные системы основательно базировались на мифе. В данном случае на политических мифах. Никто даже не ожидал, что миф будет обладать настолько огромной силой, что оставит наследие даже после полного распада этих систем. А миф пережил.

О том, что миф стал неотъемлемой частью современного мира, говорит и Ролан Барт – французский философ-постструктуралист. Давайте дружно забудем про то, что идет после философа, чтобы не усложнять.

Для Барта миф — это особая коммуникативная система, сообщение: философ определяет миф как совокупность коннотативных означаемых, образующих латентный (скрытый) идеологический уровень дискурса.

Это звучит сложно. Понятнее будет, если миф – система общения (визуального, вербального, невербального итд), в которой совокупность смыслов, образуют скрытый подуровень значений.

Смыслы мифа двояки.

С одной стороны, он направлен на изменение реальности, имеет целью создать такой образ действительности, который совпадал бы с ценностными ожиданиями носителей мифологического сознания.

С другой — миф чрезвычайно озабочен сокрытием собственной идеологичности, то есть он стремится сделать так, чтобы его воспринимали как нечто естественное, само собой разумеющееся.

Вы помните просьбу запомнить абзац выше по тексту? Теперь запомните еще и эти два сверху. Или просто пристальнее обратите на них внимание.

Барт пишет:

Миф - это слово, то им может стать все, что достойно рассказа. Для определения мифа важен не сам предмет сообщения, а то, как о нем сообщается; можно установить формальные границы мифа, субстанциональных же границ он не имеет.  Значит, мифом может стать все что угодно? Я полагаю, что дело обстоит именно так, ведь убеждающая сила мира беспредельна.

Барт особо подчеркивает, что миф — это не пережиток архаического сознания, а огромная часть современной культуры. Миф сегодня реализует себя в рекламе, кино, телевидении.

Попробуем поверить французу, да еще и философу? Для этого закончим со сложной теоретической частью и перейдем к разным примерам, которые позволят вам соотнести это лично с собой. Не забывайте про 3 абзаца, еще немного. 

О примерах читайте во второй статье.

автор: Мистер Savoir