Но начнем с женщин, только с теоретической частью не забудьте познакомиться. Людям, которые проживают в широтах, где представлены все 4 сезона, очень повезло. Они могут наблюдать все богатство природы. Большинство женщин, наверное, с этим не согласны и все равно хотят на море.

Мифологичный женский мир.

Особенно русским женщинам не нравится зима. Это же сколько нужно навьючить на себя одежды, чтобы не было холодно. Да еще и эти мерзкие пуховики, которые совершенно не подчеркивают фигуры и много чего еще. Список претензий безграничен. Другое дело весна – можно постепенно раздеваться до разумных пределов. Через пост в социальных сетях появляются тексты о том, что женская природа и чувственность просыпается после зимней спячки и скоро будет лето.

Короче говоря, весна – время перемен, ожидание лучшего времени и лучших впечатлений.Казалось бы где миф? А он есть. Вы все прекрасно знаете миф о Нарциссе и активно его используете в повседневности, разве если не меняете его на “самовлюбленного болвана”.

Был еще один миф – о Персефоне. Это дочь греческой богини Деметры, которая была вынуждена часть времени проводить в подземном царстве Аида в качестве его супруги. Но маме без дочери было тошно.

А когда мама – богиня плодородия, то тошно становилось не только маме, но и всем грекам без исключения, потому как есть они все же хотели. Поэтому был уговор – Персефону будут выпускать из мрачного царства. И когда это происходило, то по мнению греков, мир преображался и наступала весна – мама была очень рада. Будет время – почитайте полную версию. Там настоящий триллер с элементами драмы.

Миф о Персефоне символизируют смену времен года, но это по отношению к явлениям природы. Если говорить про людей, то это очень “женский миф”, который регламентирует эмоциональное состояние женщины. Если нарцисс – не красит, то Персефона – очень даже. Это не только образ бессмертия души, но еще и символ преображения не только себя, но и всего вокруг.

Подкроватный монстр существует?

Идем дальше. Страх ребенка (и даже взрослых людей) высунуть ногу из под одеяла – настолько типичен, что о нем знают все. А вдруг схватит подкроватный монстр?

Это настолько замечательный миф, который позволит нам объяснить очень многое. Страх монстра под кроватью не случаен – ребенок не понимает законы существования мира (почти как древний человек). Пробелы в знаниях ребенок заполняет фантазиями. Особенно детям нравится заполнять фантазиями различные пространства (не только детям, кстати). Что происходит под кроватью ночью, в это темном и загадочном пространстве, ребенку крайне интересно. И страшно. А если не видишь источник страха, то становится еще хуже. Остается только сделать так, чтобы страх не увидел тебя, а для этого надо спрятаться под одеяло.

Сколько ты не доказывай ребенку, что там никого нет, это бесполезно. Для большинства впечатлительных детей – это непогрешимая истина, а тот факт, что это не единичный случай, говорит нам о коллективном бессознательном характере. Помните слова Ролана Барта, о том, что миф становится частью современной культуры и проникает в телевидение, кино, рекламу и куда только можно?

А теперь самое главное – на мифах можно зарабатывать. И очень неплохие деньги. Мультфильм “Корпорация монстров” вам тому пример. Это очень заманчивое предложение для детей – а вдруг серьезно расскажут что там такое?

А для тех, кто повзрослее, существует целая плеяда фильмов ужасов, которые эксплуатируют обыденный миф и зарабатывают на этом.

Мифы и пространства.

Но нас интересует не это. А сколько идея пустых пространств, которые нужно заполнить мифами. Никогда не задумывались о том, что может находится под вами, пока вы плаваете в море/океане/реке? А если зацепите ногой водоросли?

А если говорить серьезнее, то в мифологии древних греков пространств было не так много. Была гора – туда поместили богов, потому что не залезть. Под землю разместили царство мертвых. В царстве мертвых был особый переход в Элизиум (или Элизий, что-то вроде рая для героев). Ну и остальная занятная география присутствовала – про нее подробнее у Геракла спросите. Он везде побывал.

А вот у скандинавов все куда серьезнее. Вы только вдумайтесь, они в своей культуре вписали 9 (можно добавить и десятый, но есть расхождения) миров-пространств. Это не другие страны, города и нации, а именно отдельные мифологические миры.

И там не просто подкроватные монстры сидят, там есть вещи куда пострашнее. С точки зрения логики и словообразования – все просто, как и должно быть у мифа.

У скандинавов все просто. Без переменен.

Есть Асгард, Утгард, Мидгард. У всех трех вы заметите одинаковую часть слова(морфему) гард. Гард – это огороженная земля, по-нашему град или город. То, что за стеной.

Асгард – город богов-асов. Утгард – внешний мир по отношению к Мидгарду. А Мидгард – срединная огороженная земля, здесь живем мы с вами. В английском есть слово middle – средний. Аналог германским и скандинавским наречиям.

А все остальное – это миры “хеймы”. Хейм (или Хайм) переводится как дом. Поэтому дальше пошли миры-дома ванов – Ванахейм, мир великанов йотунов – Йотунхейм, Хельхейм – царство мертвых, по совместительству “дом, милый дом” Хель, которую нежно называют хтоническим чудовищем.

Если в споре с противоположным полом у вас закончились аргументы, то не стесняйтесь и чудовищем хтоническим назвать.

Вы думаете, смысловая составляющая хайма забыта? Вот уж нет. Ее используют огромное количество инди-проектов, которые тем самым транслируют изначальное сообщение. Не забывайте и про Heim Studio.

Против мифа нет приема.

Описательная сила мифа невероятно велика. Его убеждающая сила еще больше. Даже в самых, казалось бы, емких словах заложен огромный пласт информации, которая принимается на веру, создает впечатление и мобилизирует.

Но здесь вроде ничего страшного и опасного нет. Это придает очарования, вернее сказать очаровывает. Когда человек постигает значение мифологем (нарцисс, например), то он получает возможность прототипировать свое взаимодействие с миром. Упрощать его, экономить свое время, называя и повествуя о целых феноменах яркими и емкими значениями.

Миф очарователен потому, что всегда прячется в тени. Это извечный серый кардинал ваших действий и поступков. Меняются времена и контексты, но фраза “силен как Геракл” меняется на “силен как Федор Емельяненко”. Кстати, прислушайтесь к спортивным комментаторам – там огромное количество сравнений и метафор, а также аллюзий к мифологическим сюжетам.

Мы сравниваем любой объект с его некогда существовавшей формой в мифе. И это позволяет нам смоделировать свое поведение. Никто не говорит – я хочу быть красивой как Персефона или “стрела Эроса попала мне в ягодицу, поэтому я бесконечно влюблен”. Существуют другие образы, которые в своей сути являются перерождением архаического сознания в современном человеке.

Теперь же, мы подошли к основной проблеме, которую мы вынесли в заглавие:

Разочаровать мир, чтобы очаровать себя.

В самом начале мы говорили о интересном противоречии, которое возникает между мифологизацией современного мира и его одновременной демифологизацией.

Что такое демифологизация (или избавление от мифа)? Это и есть избавление мира от чар. У человека всегда была потребность расколдовать мир, чтобы понять его суть и процессы. Пока одни считали восход солнца небесной колесницей Гелиоса, другие пытались понять устройство космоса.

Это противоречие еще более усилилось в средние века, а уже позднее превратилось в столкновение сциентистов и антисциентистов (сциентисты – за безграничный прогресс науки, а другие – за сдержанное развитие и науку с человеческим лицом).

Современный мир в своей сути должен быть полностью избавлен от мифа, как и от религии. Мы улетели в космос, мы летим на Марс, мы спустились в глубины океана, расщепили атомы и скоро расшифруем геном.

В таком мире для сказаний или сказок уже нет места.

А вот есть. И для этого есть весомые причины.

Во-первых, несмотря на интернет-технологии, наука доступна не всем. И даже не потому что религиозная мама рассказывает ребенку, что на небе сидят ангелочки. А потому что сам ребенок не особо стремится это постигнуть, уже став взрослым.

Вы много делаете для своего самообразования? Подписаны на ежегодные публикации научных статей? Следите за созданием нового ракетного топлива? Познаете гранит социальных наук?

Ну да, быть может один час канала дискавери, пару часов на фидленты в социальных сетях, а потом на работу надо.

Чтобы вы не говорили, в большинство людей встроено сознательно-бессознательное безразличие к двигателю прогресса. Вот робот-пылесос другое дело, но как же дорого стоит.

Во-вторых, мир глазами науки выглядит настолько скучным и пустым, что в нем не остается места чувствам, впечатлениям и ощущениям. Демифологизированный мир выглядит настолько блекло и рационально, что взаимодействовать с ним очень тяжело. Равно как и с физиком-теоретиком, которому настолько наплевать на все кроме черных дыр, что он кажется полностью отрешенным от остальных проблем.

Кто из вас откажется от впечатлений любви? Придет на первое свидание, испытает весь спектр чувств, а потом моментально доложит себе – это все ерунда, гормоны тут, мозг соображает плохо там, сигналы нервной системы вот здесь. Какая дама не скажет, что ее молодой человек истинный джентльмен (миф), рыцарь на белом коне(миф), а их любовь – дело судьбы и высших сил (и пухлый пацан с луком тут мимо проходил).

Кто из вас захочет считать, что вы предсказуемы и изучены. Ваши поведенческие характеристики просчитаны, а мотивация и предрасположенности давно зафиксированы в научных трудах. На основе исследований!

Голиафы, Афродиты, Спартанцы.

Миф прекрасен тем, что позволяет на основе старого создавать новое, серьезно сэкономив ваши ресурсы. Пускай неуклюже, пускай с изрядной долей вранья и самомнения.

  1. Вы никогда не сможете доказать бодибилдерам, что их тела – это не ренессанс эллинской выточенной физической красоты. Вы только представьте себе таких греков?
  2. Вы никогда не объясните мужчинам в спортивном зале, что тренировки не сделают из них настоящих мужчин и воинов. Одного тела слишком мало, а одна профанная мотивация губительна для мозга.
  3. Попробуйте рассказать любителям паркура, что их философия насквозь искусственна и является лишь попыткой психологической адаптации к новым условиям. Вы никогда не поймете их ощущений, до тех пор пока не войдете в одну мифологическую систему.
  4. Попробуйте рассказать участникам фитнес-клуба “Спарта”, что фотографии взрослых мужиков, которые имитируют спарринги, а затем позируют с кровоподтеками и разбитыми губами, не делают из них спартанцев.
  5. Иван Петров, который дописал себе псевдоним “Голиаф” в Вконтакте – не могучий филистимлянин, а просто генетически крупный мужик. В парикмахерской “Афродита” из вас не сделают Афродиту.
  6. Геннадий Николаевич, которого жена мило называет “мой лев”, вовсе не добытчик. Потому как львы не охотятся, за них это делают супруги.
  7. А ногу из под одеяла предательски хочется высунуть вовсе не потому, что подлый монстр напевает серенады. А потому, что организм засыпает при оптимальной для него температуре.

Мир мифов.

Попробуйте раз за разом избавлять мир от мифов и мифологем в своем окружении и вас заклеймят нытиком, скучным и ботаном. Девушки уйдут к местному спартанцу, у которого еще и ранимая чувственная душа, а молодые люди будут настойчиво искать женщину с загадкой.

Вы никогда не избавите мир от его мифологической природы, равно как и от религии не избавите. Сколько атеист не будет бить себя в грудь, что он выступает за научный прогресс, он никогда не расскажет вам устройство турбины самолета.

И самое главное. Никогда не вздумайте сообщить девушкам-фанаткам Локи за исполнением Тома Хиддлстона, что их возлюбленный далек от фантазий настолько, насколько это вообще можно представить.

Поэтому не говорите им, что Локи в одном из сюжетов превратился в кобылу, пал жертвой любви коня Свадильфари, забеременел и родил коня с восемью ногами Слейпнира. Вы разобьете им сердце.

А вот вам еще один младшенький сынок Локи. Зовут Фенрир, и лучше его не гладить:

Безнадежное дело.

И это лишь пара мифов, которые частично представлены в массовой культуре. Не забудьте о существовании политических мифов, которые определяют развитие и взаимоотношения целых стран. Чего стоит миф об исключительности американцев. Ну естественно, кто может быть более исключительным, чем тысячи людей, у которых не было ни работы, ни мечты, ни цели в Англии, Испании и других странах. Самые исключительные - это пилигримы и охотники за наживой. Но миф-то работает и определяет геополитическую обстановку.

Так вот, теперь возможно становится понятнее, почему избавление от чар усилиями науки становится делом затяжным и без особых шансов на успех. Когда появятся роботы, люди начнут искать у них душу.

Теперь остановимся на последней идее. Что означает очаровать себя? Ее рассмотрим в последней части.

Автор: Мистер Savoir