Эта статья является идейным заключением комплексных материалов “Голод экономической свободы” и “Разочаровать мир, чтобы очаровать себя”. Поэтому, чтобы полностью оценить нижеследующий текст и подвести для него основы, вам лучше всего ознакомиться с предпосылками.

Сперва мы говорили о феномене старт-апов и новой экономической/культурной идеологии, которая истерично захватила сознание целого поколения, вызвав тектонический сдвиг настроений, эмоций и мотивации.

Вскользь мы обозначили одну из проблем – современное мифотворчество, которым человек околдовывает себя сам или выстраивает картину мира посредством современных технологий и микро-пассионарных бизнесменов в областях высоких технологий. Вы же не знаете, например, гендиректора Nestle?

В трех масштабных текстах под общей идеей “очарования через разочарование” (напоминаем, что разочарование используется в значении – избавить от чар) мы попытались разобрать в серьезной проблеме современных мифов. Обозначили, что их влияние может быть нейтральным и естественным, а еще может быть использовано для того, чтобы заработать на вас деньги или мобилизировать для идей, которые зачастую не находили у вас доверия.

А самое главное, мы попытались найти причину желания быть исключительным во всем. Даже если ты не представляешь из себя (всего лишь пока, для всего нужно время) ничего. А теперь давайте посмотрим на вопрос – а каким боком здесь высшее образование и его мощнейшая дискредитация по всем возможным каналам.

Мы не станем философствовать о том, что такое высшее образование, как оно складывалось, что это незаменимый социальный конструкт. Только попробуем предложить идеи, которые позволят вам взглянуть на эту проблему с другого угла. А также поставим тезис – “высшее образование – ваш единственный шанс хоть немного выйти из под губительного влияния мифа (именно губительного)”

Никто не захочет считать себя болваном

Тем более в эпоху не исключаемой исключительности каждого.

У вас есть кот?  Это ленивое, хамское и привередливое к еде животное? Может быть он каждый день отказывается есть то, что у него в миске? Используйте лайфхак – возьмите миску, поднимите у него над головой и потрясите над ней коробкой с сухим кормом. Поставьте ту же самую миску с тем же наполнением обратно. Кот начнет есть.

Так вот. Зачастую этот кот – человек перед влиянием мифов, не имеющий общей базы культурного образования. Это те, кто учат вас психологии жизни, философии потребления и продают втридорога мастер-классы по повышению собственной результативности.

А теперь представьте целые когорты таких котов, их конференции и симпозиумы. Фотоотчеты и красноречивые отзывы. Вам должно быть не по себе.

Вы наверняка читали этот гневный магнум опус (великая работа) студентки для ректора. Очень занимательно звучит. Главное очень удачно найти контекст для размещения, а сверху повесить вывеску “Быстрее, выше, сильнее”. Вас нужно убедить.

Давайте мы вас разубедим? 

Начнем с самого простого. Кто для вас специалист? Вы, скорее всего, ответите – тот, кто получил определенную квалификацию. Но вот это понятие сильно разнится с тем, что было раньше. А раньше звучало как-то правдивее, хоть и слова не было.

В древнем мире быть специалистом – означало гарантировать себе жизнь в случае поражения в войне против племени, народности, нации, государства. Тогда были мастера, ремесленники, которые органично вписывались в систему нужд победителя.

Никто не тронет архитектора – он построит в честь завоевателя храмы. Никто не тронет оружейника, военного инструктора (который не является идейным), фермера и строителя ирригационных систем.

А знаете кого еще не тронут? Всю систему обслуживания. Или как у нас называют – сервис.

Древний мир довольно легко определял переизбыток и с легкостью его истреблял. Вы сейчас скажете – так это практически-ориентированные специалисты. Врачей тоже никто не тронет. А вот гуманитарии все смертники. Увы, гуманитарии воспитывали детей победителей и жили очень неплохо.

Старое о новом.

Масштабируйте все это на современный мир, с очевидными поправками. Мы понимаем, что существует определенная прослойка направлений деятельности, которая с легкостью удаляется. Естественно, что никто никого не истребляет. Просто эти виды профессиональных начал никому не нужны в определенный промежуток времени.

Быть специалистом того времени предполагало серьезную ответственность за свои навыки. Вы слышали о Ганнибале, главном враге Рима? Один из величайших полководцев Карфагена. Государство Карфаген имело свои пикантные подробности в отношении полководцев и их профессиональных качеств.

Если в Риме ты проиграл, выжил и доложился сенату, то тебя в определенной ситуации отправят доживать дни в твоих виноградниках.

У Карфагена не было регулярной армии, только наемники в огромных масштабах. А потребность в выживании была значительная. Поэтому было все очень просто – проиграл сражение и тебя казнят. И казнили полководцев на самом деле.

Сравните с собой.

А Ганнибал был талантливый не от природы. Он был талантлив в своем желании учиться. Считайте сколько по современным меркам у него было высших образований – культуролог, этнолог, лингвист и переводчик (знал в совершенстве греческий и некоторые наречия народов Испании), дипломат и специалист международных отношений, специалист по логистике и картографии. Его обучали греки и он активно учился.

И только после всего этого – он прекрасный тактик, профессиональный воин, потрясающий наездник, владеющий всеми доступными видами оружия. И кроме всего этого – пассионарный лидер.

По признанию историков, Ганнибал был в принципе умнее любого лидера, против которого воевал. Он был умнее культурной, политической и военной машины Рима.

Вот этот специалист ярко поясняет необходимость образования в профессии как гаранта выживания и гибкости ума. И это не человек просвещения или философ Греции. Это солдат в первую очередь, затем уже полкводец.

А у вас образование одно. Максимум два. При этом узкоспециализированных людей не так много, по отношению к массовым направлениям.

Образование и рынок.

А что такое массовые направления и откуда они появились? А это вам, пожалуйста, свобода выбора и культура рыночной экономики. Она, кстати, активно внедряется в тело высшего образования. Захотели быть волком с Wall-Street? Пошли в экономисты? Не смогли продать ручку на собеседовании и теперь продаете пеналы в канцтоварах?

Внедрение рыночных отношений в систему высшего образования может быть косвенно связанно феноменом «престижного потребления» - важной характеристикой современного этапа развития цивилизации. Все более заметной становится трансформация установок массового сознания, когда покупка товаров (в том числе и образовательных услуг) имеет целью не приобретение вещей как таковых, а овладение символами статуса человека.

Вот это потребление выражается – мне нужен диплом, я же образованный человек.

Если ранее процесс образования выражался словом “дар”, то теперь это “услуга”. А уж оказывать услуги у нас принято на высшем уровне. Нам же требуется высокий уровень сервиса. Так вот, высшее образование – это не сервис. Мастер-классы – вот это сервис, там вас обслужат.

Как только вы назовете обучение сервисом, то вы кардинально измените систему ценностей. Во-первых, за сервис платят. Во-вторых, законы рыночных отношений диктуют возможность выбора товара (а товар у нас – это образовательная услуга). И самое главное – несовпадение ожиданий от пользы купленного товара (то есть знаний) и той действительности, в которой оказывается студент, выходя из стен университетов.

Кто больше всех педалирует идею о никчемности высшего образования, заменяя его самообразованием? Ну, в целом это представители IT-индустрии. И их можно понять. Потому как это дети неимоверно динамичной системы знаний, которая эволюционирует каждый день. Самообразование для них критично, это основа их выживания как специалистов. Пишете код? Программируете системы автопилота самолета?

Тогда вам не подходит этот опыт.

Чтобы было понятнее, опять приведем пример.

IT – информационная технология. Технология всегда выстраивала мировосприятие и перекраивала ценности.

Возьмем средневековую эпоху. Вы не поверите, но обычное седло стало технологией, которое изменило восприятие на несколько веков.

Что значит усадить боевого всадника в броне на лошадь без седла? Ничего не значит. И только после того, как технология седла была подсмотрена на Востоке, появилось сословие рыцарей.

Образ, который стал настолько богатым, что воздействует на нас до сих пор.

Современный айтишник – рыцарь современной индустрии, который гордо сидит на коне, посредством развития информационного общества. Это символ эпохи, который может диктовать условия и менять восприятие.

Зачастую гордость за свой образ и нужность закрывает глаза на все остальные тонкие моменты. И нет, мы не будем говорить о том, что врачи обязаны учиться. Что архитекторы обязаны – тоже не будем. Это просто очевидно.

Эти специальности, как и химики, физики, инженеры и конструкторы, жизненно необходимы обществу.

И общество требует знаний. Но не предлагает денег.

Почему? Потому что массовая культура пропагандирует новые ценности. Супер, у вас есть старт-ап с умным вами, который посмотрел на Гейтса и решил повторить. Кто будет на вас работать? Кого вы наймете к себе? Таких же как вы? Вся двуличность и несостоятельность дальнейших действий раскрывает всю лицемерность каждого отдельного взятого предпринимателя, который с чувством в глазах рассказывает, что образование не нужно.

Джобс искал себе лучших, мировые компании отправляют в университеты своих сотрудников HR-департамента, чтобы выделить лучших. Почему они не искали вас в гараже?

А можно еще спросить, почему вы доверяете “практикующим 20-25(!)-летним специалистам” и посещаете тренинги? Из-за того, что они бьют себя в грудь, говоря о практике и отсутствии мерзкой теории? Потому что на лбу написано “я маркетЕР, а не старый дед маркетоЛОГ?

Вы хоть на секунду отдаете себе отчет, что ни один трезвомыслящий практикующий и опытный специалист, никогда не расскажет вам секреты бизнеса. Он не идиот. Он не станет увеличивать количество агрессивно настроенных частиц-специалистов в перенасыщенной и агрессивной конкурентной среде.

переизбыток.

Вам рассказывают актуализированную избитую теорию, используя заумное слово “кейсы”, которые они подсмотрели в интернете. Неужели вы никогда не задумывались над этим? Вы сами-то стали бы делиться?

И в этом заключается вторая проблема. Необходимость потреблять исключает необходимость отдавать.

Это выражается в неизбежном старении кадров, потому что никто не приходит им на смену. Даже успешный во всех отношениях практик почему-то открещивается даже от пары лекторных часов в ВУЗе у себя под окном.

Про квази-маркетЕРов и говорить не приходится. Говорят, что в высшем образовании денег нет. А зачем они, например, вам. Если у вас есть работа. Почему вы не дополните теорию старого поколения свежим взглядом практика. Потому что этого не сделали с вами и это старая месть?

Вы платите. Вам должны.

Сервис и услуга – замечательные слова. Они означают, что вы платите и вам должны. Так вот вы платите, потому что это рыночная экономика. А в вопросе образования слово должен является обоюдоострым.

Вы должны учиться не меньше, а в разы сильнее и упорнее. Вы должны вспомнить не укор айтишников в сторону устаревания программ образования (а кто их напишет, если не они?), а про идею активного дополнительного самостоятельного обучения.

Но вам ведь должны? Именно это позволяет вам играть в айпады и айфоны 90 процентов академических часов? Это заставляет вас заказывать дипломы и курсовые? Это позволяет вам иронично романтизировать период учебы? А уж колорит общаг и вечная молодость, куда же без них.

Наверное поэтому мы отправляетесь по программам обмена в США, чтобы работать полотером, вместо того, чтобы устроиться на стажировку в филиал международной компании, чтобы собрать практический материал для вашего диплома и представить его к защите. А уже с практически-ориентированной работой обращаться к работодателю с идеей о том, как именно вы готовы оптимизировать работу хотя бы одного его отдела?

Вы очень устали. 

Может быть вы уезжали на Канны, оформив справку о болезни, пропуская по 50 аудиторных часов и проваливая экзамены? Приезжали с загаром и объясняли тупому преподу, что это не загар, а последствия гепатита С. Поэтому и с курсовой задержали. Простите, завтра закажу.

Если вы изначально настроены потреблять, то идите в ногтевой сервис (девочкам) и в фитнес-тренеры(мальчикам). Можете совмещать, потому как вы будете получать очень хорошие деньги. Как мы говорили ранее – сфера обслуживания никогда не лишится своих голов.

Даже трезвомыслящим ребятам современные мифы затуманивают мозги настолько, что филологи панически боятся конца учебы. Вот правда? В период фантастического роста блог-сферы, потребности в райтерах, рерайтерах, журналистах, копирайтерах?

Вы читали описание нового iPhone 6S? Хочется?

А его писали люди, владеющие теорией и практикой написания текстов и работы со словом. Но вы же не думали об этом?

Дизайнерам, программистам и клиент-менеджерам доставляет огромное удовольствие общаться с людьми из области бизнеса, которые не получили высшего образования.

Они же идеально формулируют свои мысли, у них развит кругозор и критическое мышление. А еще они умеют слушать и анализировать информацию. Еще они умеют вести диалог и добиваться компромиссных решений – они вчера на тренинг ходили и там им авторитет сказал.

Когда в обществе активно продвигается какая-то идея, то это значит, что в ней есть выгода. Не считайте, пожалуйста, что это план США, чтобы уничтожить культуру России.

Это план ваших соседей, которые хотят заработать денег.

Вот идет девушка и важно говорит: опять была эта проклятая философия с социлогией. Да еще и культурология с религиоведением. Я будущий специалист рекламы или что?

Девушке тяжело понять, что платье она купила у тех, кто это все читал, учил и потратил на это сотни часов своей жизни. Этой девушке все продали, написав тексты усилиями людей, которые идеально владеют языком, учитывая принципы риторики и логики.

И, пожалуйста, попробуйте поверить. Что именно каркас высшего образования без обращения последних курсов на специальность, позволяет вам сопротивляться мифам современного мира. Но только в том случае, если вы действительно готовы на это всем сердцем.

Да, преподаватели стареют. Да, некоторые выживают из ума. Да, некоторые самоутверждаются. Да, тяжело попасть под влияние харизматичных соседей-раздолбаев, которые уже слишком очаровательно зовут вас гулять в студенстве.

Но вам здесь, действительно, ничего не должны.

Вы должны себе сами – овладеть базовыми знаниями об обществе, его устройстве и функциях. Вы должны понять как устроены вы и как устроен мир. Случайно заслушаться на лекции и влюбиться в какое-то заумное слово. И разобрать его. И вы должны влюбляться так каждый раз, чтобы раскрыть как можно больше тайн, пока перед вами стоит человек и рассказывает вам. Пускай даже скучно.

И помните, что вы работаете на себя и свой уровень культуры. Ваша развитость делает вас не только умными, но и красивыми в глазах людей, подчеркивая вашу частичную независимость от вирусных культурных явлений. Что же касается практического опыта на каждой лекции, то это ваша часть самообразования и желания получить его в организациях. Корпорации ищут вас, пока в отсиживаете производственную практику у папы на работе. А потом получаете от папы характеристику.

Даже если вы хотите быть независимым предпринимателем, вы все равно должны получить этот базис для самого себя, а еще ради других людей. Ваших клиентов, ваших сотрудников и всех остальных. Вы так ненавидите за отсутствие опыта при подаче резюме, но сами не возьмете студента на стажировку. Вас поражает непрофессионализм, но сами вы не знаете этику деловых отношений. Вы требуете того, чего не получили сами.

Найдите себя.

И прежде чем поступать, вспомните о рынке, на который вы будете выходить. Так получается, что филологи и журналисты куда более востребованные в мире генерации информации, чем экономисты и юристы.

Копирайтер, SEO-менеджер, SMM-менеджер, райтер – прекрасные “страшно звучащие” специальности. А ведь они исключительно просты. Даже по видеоурокам на YouTube.

Напоследок, представьте себе симфонический оркестр. Каждый из десятков музыкантов получил прекрасное образование, чтобы заслужить место даже в десятом ряду. И есть дирижер, и есть первая скрипка. Они нужны – это Джобсы, Гейтсы и остальные. Но без всего остального конструкта оркестра они не существуют, они бесполезны одни.

Не стоит рваться туда, куда рвутся все остальные. Вы потеряете себя. Почувствуйте область вашего предназначения – пусть даже расписывать открытки. Но идите и получите высшее образование, прилагая все силы для самого себя.

Обучите себя.

Оставьте идею образовательных услуг, равно как и идею о том, что диплом делает вас умным. Умными вы делаете себя сами, но только в том случае, если вы обучаетесь в системе, которая регламентирует и направляет вас.

Иначе вы так и будете репостить себе на стену “100 книг, которые должен прочитать каждый/каждая” и не прочитаете ни одной.

Высшее образование не сделает вас успешным самим фактом своего наличия, но сделает вас нужным самому себе фактом вашего труда.

Автор: Мистер Savoir