Наука о еде существует. Например, нутрициология, которая изучает пищу, питание, продукты и содержащиеся в них химические элементы. Еще, наверное, все наслышаны о диетологии и многих ее направлениях и подвидах. Самое главное для массового пользователя и читателя интеллектуального труда – это логия, то есть вторая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову наука.

В свободном доступе вы легко найдете комплексные и качественные исследования по целому ряду вопросов, которые так или иначе связаны с феноменом приготовления и потребления пищи.

Существуют аналитические работы специалистов по истории питания, практикам застолья. Там вы столкнетесь с ужасными на первый взгляд словами - этнография, национальная идентичность, культурная диффузия на основе установления локальных культов пищи и кухни.

Наука? О еде?

Это на самом деле все здорово, но давайте остановимся на слове наука. Что это такое и зачем она нужна? Наука – это форма деятельности, направленная на познание и преобразование объективной реальности (то есть она существует независимо от вас), развивающая систему знаний о мире. Звучит важно и солидно, неправда ли?

Не будем затрагивать вопросы объективности и необходимости фундаментальных наук о питании, традициях и гастрономической культуре – это не предмет нашего разговора. Компетентность специалистов в этой области не подлежит сомнению. К сожалению, для массового потребителя и обычного человека результаты труда и исследований этих наук остаются где-то далеко на горизонте. А кто же есть рядом с нами?

Экспертная экспертиза

Вы все прекрасно о них знаете – неизменные советчики из социальных сетей и других медиа пространств, которые каждый день говорят вам где и как питаться, зачем и почему. Они утверждают факты и парадигмы, а еще формируют ваше восприятие не самым благоприятным образом. Они ставят вас в зависимость от своей экспертизы, мнения и опыта. Оно вам надо?

Да, от этого никуда не деться, потому что таковы реалии современного информационного пространства с его избыточностью, лживостью и правдивыми честными глазами.

Экспертные эксперты окружают вас повсюду, а их риторика полностью идентична общению заботливой бабушки и ребенка, который, увы, никак не хочет есть манную кашу с комочками. Но ультимативная позиция бабушки из разряда “так говорил Заратустра” и неопровержимый аргумент “все, что не съешь, вылью в штаны” не оставляет вам выбора

Быть ребенком в мире еды

Вы неопровержимо зависимы, потому как у вас нет времени понять, узнать и составить свое мнение обо всем, в частности о еде. Мы неизбежно тянемся к экспертизе, потому как страх потолстеть или потерять в массе, а еще потратить время на плохой ресторан, пугает.

Пришла пора сделать важную вещь – стать ребенком и дать отпор местной бабушке. Почему вам стоит это сделать? Хотя бы для того, чтобы попробовать получить наконец-то удовольствие от еды.  Вам стоит стать ребенком в мире еды, даже не из-за библейского философского призыва “будьте как дети”, но потому, что сознание ребенка позволяет ему искренне радоваться своему опыту, в том числе и гастрономическому.

За вас все знают?

Пришло время определенных доказательств? Оставив в стороне экспертов и аналитиков, давайте обратимся к тем, кто действительно имеет вес. К Канту, например. Вы наверняка слышали слово априори – знание, которое предшествует опыту. Так вот любой критик делает вид, что предлагает вам только априорное для вас знание. Это не ваш опыт, не ваши чувства – это все чужое. Но, к сожалению, существуют только две области априорного знания и это пространство и время. Вы не обязаны верить знанию о еде.

Почему ребенок? Потому что его сознание исключительно апостериорно, то есть его знание строится исключительно на собственном опыте. И это прекрасно. Джон Локк писал:

наш разум – это лишь чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена

и это то, что вам нужно.

Разумное или чувственное?

Сначала мы говорили о науке еды. Так вот существует 2 основных формы рефлексии о науке и еще одна дополнительная, которую предложил главный ресторанный критик этого дня по имени Иммануил Кант.

Две основные формы – это эмпиризм, то есть знание через опыт, а вторая форма – рационализм, в основе которого лежит разум. Вопрос о главенстве опыта или разума существует очень давно, но нас интересует не это, а как этим воспользоваться.

Критик вкусовых впечатлений, блюд, инфраструктуры заведения пытается обратиться к вашему разуму. Он предлагает вам факты, он пугает вас последствиями и утверждает локальную и субъективную истину. Важны ли вам доводы в индустрии впечатлений вкусовых рецепторов и ощущений? На наш взгляд нет.

Куда более важнее эмпиризм, а еще сенсуализм, то есть чувственная сторона вопроса. Именно они определяют ваш вкус к еде, но самое главное – они определяют ваш вкус к жизни. Воспользуйтесь идеей Канта в вашем гастрономическом путешествии.

Руководствуйтесь трансцедентализмом. Как бы сложно это не звучало

Как руководствоваться? Да очень просто – поймите, что вам важен не столько сам предмет или объект (определенное блюдо, эти шторы багрового цвета в ресторане и так далее), но вас интересует ваша способность познать эти предметы.

Не стоит отрицать собственный опыт и доверять знанию, которое существует вне вас. Наоборот, позвольте себе полностью насладиться процессом переработки грубого материала чувственных впечатлений в знание. Ваше ощущение – это действие предмета на способность представления. А ваша чувственность – это возможность получать представление о чем-то.

В вашей самостоятельности ваша красота

Нет ничего более важного для эстета в мире еды, чем объединить эти начала в одно и взглянуть на мир своими глазами. Получить удовольствие или неудовольствие самостоятельно. Осознанно стать ребенком во всем, что касается еды.

В этом случае, экспертные критики вам не нужны. Вам никто не нужен, кроме вашего уникального синтеза разумного и чувственного начала. Это делает вас умными и независимыми.

А значит красивыми и привлекательными для остальных.