А теперь давайте продолжим аргументированное парирование колкостей противника. В этом нам помогут Эрих Фромм – любимый ученик Фрейда и Маршалл Маклюэн – философ, филолог и теоретик воздействия СМИ на человека. Начнем с Маклюэна. Нас интересуют не вся совокупность его потрясающих идей и выводов, а только лишь одна. Идея эта заключается в том, что современные и удивительные средства массового общения и взаимодействия приносят нам не только радость. Они приносят нам психологическую боль. И весьма ощутимую.

Маклюэн характеризует средства массовой коммуникации (в числе которых будет и интернет, а вместе с ним и вся совокупность социальных сетей) как внешнее расширение человека.

Представьте себя компьютером, а теперь представьте, что вас вновь и вновь, год за годом разбирают, чтобы добавить деталей для вашего быстродействия. Представьте себя любой техникой, которую неизбежно ждет апгрейд.

Мне больно. Инстаграм помоги!

А теперь представьте, что техника может испытывать боль - это лишь одна из возможных адаптаций мыслей Маклюэна. Если смартфон практически намертво прирос к нашей руке, то невидимо с ним к вашему мозгу приросла технология и новые возможности для взаимодействия.

Так вот, ваш инстаграм и айфон в руке приносят вам психологическую боль, с которой мозг пытается справиться как может. Вам доступно огромное количество информации, с которой мозг порой не может справиться и ему нужны внешние носители. А еще мозгу требуется адаптация, он хочет выжить. Порой адаптация принимает удивительные формы – фотографии с едой, например.

Эта позиция исключительно дискуссионная и предполагает огромное количество мнений. Но те фантомные ощущения неудобства, беспокойства и паники при отсутствии обновления фотоленты и постов по теме – что это говорит о вас?

Не переживайте, вполне возможно, что пришла пора вашего психологического апгрейда, а ваш мозг справляется как может через посты со стейками и здоровым питанием. Простите его, он просто защищается.

Не вы такие. Что-то внутри вас такое

Отлично, у нас есть версия, в которой объективные внешние силы стали причиной вашего поста сегодня с тегом фудпорн. Но что, если существует субъективные внутренние силы? И да, вы тоже не виноваты. Это ваша социально-психологическая природа такая. Фромм поможет нам сделать главное – упросить вас до трех составляющих и взглянуть на себя так, как раньше не получалось.

Э. Фромм представлял социальное существование человека в виде маятника, где одна из переменных – демократия, другая – тоталитаризм. Каждый взмах маятника обозначает движение от одного абсолютного состояния к другому. Развивая данную идею, можно заменить абсолютные значения маятника на полную зависимость и полную автономность, между которыми человек осуществляет постоянное движение, попеременно достигая каждого из состояний.

Фромм, ну кто тебя просил?

Так вот, физическое тело, которое болтается из стороны в сторону – это вы. Разумный вопрос – ну здорово, а дальше что? Вопрос, конечно, хороший. Движение маятника – эта вся ваша жизнь, поэтому всю вашу жизнь вы осуществляете движение от экзальтированного чувства свободы, до подавляющей полной зависимости.

Вы удивитесь, но ваше сознание равномерно распределяет свободу и зависимость в рамках вашей жизни, а еще ненавязчиво подталкивает вас к ряду действий, церемоний, обрядов и всего остального, чтобы одного из состояний достичь.

А теперь вспомните себя в ожидании лестных комментариев к фотографии вашего невероятного обеда в австрийских Альпах – вы свободны или зависимы? А когда у вас 250 лайков (цифра варьируется в зависимости от принципа “харя не треснет”) и каждый второй восхищается вашим хоуммейд тортом. Скорее всего, вы свободны.

Свобода – это наркотик, а методы ее достижения зачастую выглядят комично. Одни стоят перед инквизицией за развитие естественных наук, другие фотографируют еду. Не нам судить, но теперь-то вы знаете одну из потенциальных причин вашего хобби. Умело используйте ее в споре. Еще не забудьте ознакомиться с заключительной частью статьи, где мы подведем общие итоги.