Люди, принадлежащие к разным культурным традициям, предпочитают разную еду. Отличается многое: ингредиенты, способы приготовления, методы сохранения продуктов, и даже виды пищи, которые принято есть в то или иное время дня. Регион, в котором человек живет (и в котором жили его предки), влияет на пищевые симпатии и антипатии. Эти пристрастия и создают модели выбора продуктов, способа их обработки и подачи на стол в пределах культурной или этнической/национальной группы.

Морковь или шоколад?

Во многих западных странах коробка шоколадных конфет всегда будет рассматриваться как подходящий любому случаю подарок. Получатель подарка на преподнесенную в дар капусту или морковь, скорее всего, отреагирует не так радостно, как на шоколад. В некоторых же странах шоколад будет менее удачным подарком, чем морковка.

Нации и страны часто ассоциируются с какими-либо продуктами или блюдами. Например, при упоминании Италии мы представляем себе пасту и пиццу, хотя итальянцы употребляют множество других продуктов и их кухня богата самыми разнообразными блюдами, и даже виды и способы приготовления пасты в разных регионах страны будут разными.

Региональные пищевые привычки действительно существуют, но они подвержены изменениям с течением времени. Люди путешествуют или иммигрируют в другие страны, привозя рецепты фирменных семейных блюд с собой. На новом месте может не быть всех необходимых для блюда ингредиентов, поэтому приходится экспериментировать, заменяя их или добавляя новые на свой вкус.

Там это вкусно, а здесь вовсе нет.

Кроме того, продукты питания тоже экспортируются из других стран. Примерно 80% продуктов в Самоа экспортируется из Америки, Новой Зеландии и других стран. Таким образом, становится очевидным, что пищевые привычки большинства людей подвижны, и все попытки охарактеризовать какую-либо национальность или этнос по её традиционным рецептам, крайне неточны.

Тем не менее, существует множество случаев, когда продукт, считающийся деликатесом в одной стране, в другой признается несъедобным. Выбор продуктов и системы питания для каждой страны часто обусловлен её климатом, физическими потребностями её жителей, и их религиозными убеждениями. Что касается последнего пункта, то хорошим примером могут служить мусульманские страны.

Их нравы.

Мусульмане соблюдают строгий пост во время месяца Рамадан (в течение которого Коран был ниспослан пророку Мухаммеду). Весь месяц необходимо воздерживаться от еды и питья в светлое время суток. Ортодоксальные евреи и некоторые консервативные евреи придерживаются так называемого “кошерного питания”, которое предписано Торой.

Существуют также способы кошерного приготовления и разделки продуктов животного происхождения, которые соблюдаются иудеями в целях сохранения духовного здоровья. Многие последователи индуизма, буддизма и джайнизма избегают употреблять в пищу мясо, следуя доктрине ненасилия, и не желая причинять страдания живым существам. Тем не менее, несмотря на все религиозные предписания, пищевые привычки различаются даже у приверженцев одной религии.

Это обусловлено наличием различных религиозных течений внутри каждой конфессии, национальными вариациями, а также степенью религиозной вовлеченности отдельных индивидуумов.

Этикет питания.

Культура влияет не только на выбор продуктов питания, но и на этикет принятия пищи. Представители западного общества могут трактовать фразу "пищевой этикет" как культуру поведения за столом. Например, в западных странах принято есть с помощью ножа и вилки, в странах Азии же часто используют палочки, а часто и вовсе едят руками. Но и тут есть свои различия:

Представители тех культур, где принято есть, например, руками, тоже отличаются друг от друга. Некоторые используют только правую руку, другие - только три пальца правой руки, третьи - обе руки. В некоторых странах допустимо облизывать пальцы после еды, в других же это считается крайне неприличным (и делается только тогда, когда никто не видит).

Правила этикета за столом могут варьироваться и усложняться в зависимости от степени формальности обстановки. Иногда, на официальных встречах, сидящим за столом необходимо выбирать “нужную” вилку среди двух или трех, лежащих перед ними, так как каждый из приборов соответствует определенному виду пищи.

Оставлять еду на тарелке или нет?

Также, у представителей разных культур разное отношение к тому, стоит ли оставлять тарелку чистой. Например, во многих странах Ближнего Востока и Юго-восточной Азии считается вежливым оставить немного еды на тарелке. Это служит для хозяев определенным знаком того, что гость насытился.

В других же странах, оставленная на тарелке еда может быть расценена как то, что блюдо не понравилось гостю. Чистая тарелка может означать как удовлетворенность обедом, так и желание добавки.

И даже беседа важна.

Даже роль обеденной беседы меняется от страны к стране. Во многих семьях время, когда все собираются за столом, считается идеальным для обмена новостями. В других же, хотя беседовать за столом и приемлемо, темы для разговора довольно жестко ограничены (погода, политика и спорт, например). В некоторых странах Юго-Восточной Азии предпочитают и вовсе воздерживаться от обеденных разговоров.

Почти во всех культурах еда играет важную роль в жизни семьи, однако, степень этой важности бывает разной. Например, в Американском Самоа еда является центральным элементом любых мероприятий. Если речь идет о принятии гостей, то принимающая сторона стремится продемонстрировать им достаток и процветание с помощью изобилия блюд на столе. В других же регионах еда, хоть и обязательно присутствует, все же не является главной темой мероприятия.

Гастрономические традиции широко различаются во всем мире. Даже у людей, разделяющих одни и те же культурные или религиозные традиции, пищевые привычки могут быть разными. Например, большинство семей питаются и ведут себя неодинаково во время будничных обедов и во время приема гостей. Мужчины питаются иначе, чем женщины. Отличается рацион представителей разных возрастных групп.

Тем не менее, во всем мире еда ассоциируется с гостеприимством и дружелюбностью, внимательность к пищевым привычкам и традициям принятия пищи является важным моментом в установлении межкультурных отношений.