Несмотря на то, что эта опция потребления пищи существует уже достаточно давно, только сейчас ее информационная насыщенность достигла апогея. В первой части статьи мы рассмотрим теоретическую составляющую. А уже во второй объединим теорию и реалии, а также подведем итоги.

Универсум – это просто

Не пугайтесь сложного заголовка и возможно незнакомого слова “универсум”. Это слово довольно прекрасно в своей простоте и комплексности значения. А еще оно исключительно поэтично:

Универсум – это множество разных миров в пространстве и времени

И кстати, один из этих миров – мир еды, с которым человек взаимодействует настолько неразрывно, насколько это вообще возможно. Греческие философы Демокрит и Фалес Милетский определяли универсум как космос в целом. Уже позже Николай Кузанский характеризовал универсум как обожествляемую природу, где природа и промысел Бога неразрывны.

Поэзия мирового пространства

Наиболее поэтичным и красивым описанием универсума представляется восприятие Джордано Бруно:

Универсум – бесчисленное множество миров и познающий вселенную разум

Вы – это как раз один из этих разумов. Неважно думали ли вы о себе в таком ключе или нет. Наиболее ярко и насыщенно эту мысль можно проследить в сонетах и диалогах Джордано Бруно о вселенной и ее бесконечности. Там же можно увидеть и образ познающего разума. А вот еще стихи Бунина о Бруно:

Ни бездне бездн, ни жизни грани нет.
Мы остановим солнце Птоломея —
И вихрь миров, несметный сонм планет,
Пред нами развернется, пламенея!

И непосредственно характеристика разума человека:

Глаза сияют, дерзкая мечта
В мир откровений радостных уносит.
Лишь в истине — и цель и красота.
Но тем сильнее сердце жизни просит.

Или, например, сонет в переводе Владимира Ещина:

Отсюда ввысь стремлюсь я, полон веры,
Кристалл небес мне не преграда боле,
Но, вскрывши их, подъемлюсь в бесконечность.
И между тем как все в другие сферы
Я проникаю сквозь эфира поле,
Внизу - другим - я оставляю Млечность

Универсум и Человек

Прощаемся на время с емкими формами поэзии и возвращаемся к предмету нашего разговора. У нас есть общая система с двумя удаленными частями – это универсум (выбирайте любое его значение, которое вам нравится. Это важно.) и человек. Пусть этим человеком, в рамках этого текста, будете вы.

Вам не нужно пояснять, что между двумя этими точками существует движение, которое определяет ваши взаимоотношения. Первое движение – от вас к универсуму. Второе – от универсума к вам. И эти два движения настолько различны, уникальны и впечатляющие, что нам ничего не остается, кроме как охарактеризовать оба.

От мира к вам

В движении от универсума к человеку рождается гносеология (то есть теория познания) и аксиология (то есть учение о сущности социально-эстетических ценностей и культуры, теория ценности другими словами). В это движении формируются религии и картины мира в представлении человека. Картины мира могут быть научными, религиозными, мифологическими и философскими. Что нас интересует более всего, так это то, что движение от универсума естественно, врожденно и наследуемо. Оно исключительно органично. Когда первый человек испугался грозы и придал ей сверхъестественное начало – рождается это уникальное взаимоотношение.

Гносеология заключается в вашем закономерном вопросе к миру: “Мир – что ты такое? Что в тебе есть?”

Оценивание или аксиологию можно описать следующим образом:

узнав что-то, постигнув океан на доли метра, подпрыгнув в небо на несколько сантиметров, узнав, что скрывают от вас горы и пещеры, вы спрашиваете – как мне к этому отнестись? 

Вы работаете с этими формами ежедневно, незаметно для вашего сердца и мозга. Этот процесс настолько органично вплетен в вас, что вам не нужно об этом задумываться в большинстве случаев, разве только вы не страдаете излишней рефлексией.

От вас к миру

В то же время движение от человека к универсуму кардинально отличается. Оно отказывается от чувств и впечатлений, и полностью полагается на разум. А разум неизбежно привлекает знание и возможность реализации идей, какими бы они не были.

На этом стыке человека и мира рождается методология, а вместе с ней праксиология. От человека мысль преобразуется в формате создания методики общения с миром, а затем и методологии – это инструкции, составленные каждым отдельно взятым человеком для всего человечества, пронесенные через века и тысячелетия. Это не кодекс операций, не кредо исполнителя, но воплощенная инструментальность.


Она же служит практической направленности этого движения, поэтому мы и говорим о праксиологии. Универсум становится средой преобразовательной деятельности. И мы вспоминаем о термине “промышленная озабоченность”, который предложил Мартин Хайдегер.
Движение от человека к миру полностью искусственно, в нем нет той естественности, который преисполнен путь от универсума к человеку.

Соответственно любое знание (а вместе с ним и вы, ведь вы неразлучны) находится на стыке естественно и искусственного, а поэтому конфликты неизбежны. Одним из этих конфликтов и станет вегетарианство в его современной идеологической подоплеке и общих методах реализации. О об этом мы поговорим в следующей статье.