«Пивотека «Hophead». Для биргиков и всех, кто открыт новым вкусам». Именно с этих слов, попавшихся мне на глаза в одной из групп социальной сети,  началось мое знакомство с  баром-магазином крафтового пива. Хотя к биргикам я себя и не причисляю, новые вкусы у меня никаких негативных эмоций не вызывают. Дело за малым: договорившись о встрече с владельцами пивотеки, я отправилась открывать для себя неизведанный мир нестандартного пива.

 Свернув с улицы Рождественской в нужную арку, в весьма харизматичном небольшом дворике, я издалека приметила вывеску с названием «Hophead». Там меня уже ждали Александр и Мария – владельцы пивотеки. Они же, по совместительству, и бармены, и отличные рассказчики, и на все руки мастера. Разместившись за одним из деревянных столиков, который ребята также сделали своими руками, они начали рассказывать, как пришли от стандартной офисной работы к открытию своего заведения. Впервые крафтовое пиво Мария и Александр попробовали в 2013 году, на открытии одного из нижегородских баров, и оно не оставило их равнодушными. После визита в Англию и новых дегустаций крафтового пива, ребята заинтересовались темой ремесленного пивоварения всерьез и около двух лет искали всю возможную информацию, читали блоги, пробовали новые сорта любимого напитка. В конце 2014 года Мария и Александр познакомились в Праге с русскими ребятами, открывшими там бар крафтового чешского пива, после чего мысль о собственной пивотеке в Нижнем Новгороде перестала казаться легкомысленной фантазией.

Термин крафтовое пивоварение был предложен в XXI веке Объединением американских пивоваров (англ. Brewers Association). Определение данного термина гласит, что крафтовая пивоварня — это небольшое независимое заведение, которое производит пиво по традиционным рецептам. В России нет единого термина, аналогичного крафтовому пиву, однако наиболее точным к оригиналу переводом может быть термин: ремесленное пиво. В 1990-х годах российские любители пива столкнулись с теми же проблемами, что и американские: захват рынка крупнейшими транснациональными корпорациями, диктат своих условий потребителю (производство дешевого лагерного слабоохмелённого пива, в котором полноценный хмель зачастую заменяется хмелепродуктами). Поэтому уже с начала XXI века в стране наблюдается рост массового интереса к домашнему пивоварению и развитие пивоваренной отрасли в целом.

Вернувшись из Праги, Мария и Александр перешли к реализации своего плана: открыть магазин крафтового пива с возможностью дегустации. Изначально они хотели подыскать место для пивотеки недалеко от дома – в районе Мещерского озера, но опасения, что столь своеобразный формат заведения не приживется в данном районе, все-таки победили. В итоге ребята остановились на помещении в исторической части города, в здании 18 века, с тихим двором и, как они говорят, «питерской атмосферой». Ремонт делать долго не пришлось, а сводчатый потолок только украсил помещение. Мебель, стойку, стулья – все это владельцы сделали сами. Что касается поставщиков, Александр отметил: «Отличительная черта крафтового пивоварения – человечность. Ты знакомишься с пивоварами, они рассказывают тебе о сортах. Все куда более приятно и  душевно, чем при работе с крупными пивоваренными заводами». Название выбрали достаточно быстро – ребятам просто понравилось слово «hophead», которое на пивном сленге означает: «человек, который любит сильно охмелённое пиво».

Вот так, потратив несколько месяцев на подготовку, Александр и Мария в начале апреля начали принимать в своей пивотеке гостей. Первые дни приходили те, кому уже знакомо крафтовое пиво. После, уже по совету побывавших здесь знакомых, стали приходить и те, кто слышали про ремесленное пивоварение впервые. Просто заходили, садились и говорили: «Рассказывайте, что у вас тут за пиво, что за непонятные буквы?». Мария рассказала, как однажды к ним пришел новый гость, попробовал несколько сортов пива, а перед уходом сказал: «Да что же вы, ребята, со мной сделали? Как же я обычное пиво теперь буду пить?!». Ребята шутят, что возложили на себя просветительскую миссию - приобщать людей к прекрасному, к культуре потребления хорошего пива, чтобы все, наконец, узнали, что оно бывает не только «темное и светлое».

Кухни в «Hophead» нет, но владельцы не против, если гости закажут что-то перекусить или принесут с собой, к примеру, пиццу. Акцент именно на пиве: восемь кранов для разливного пива и более тридцати сортов бутылочного. Александр и Мария стараются постоянно расширять ассортимент. Есть сорта пива, которых больше не найти нигде в Нижнем Новгороде. Часто привозят ограниченные партии, интересное сезонное пиво. Кстати, расставлено бутылочное пиво не по производителям, а по стилям: IPA, портеры, стауты, лагеры, APA, эли. К каждому стилю пива владельцы подбирают правильную посуду, подавая гостям напиток даже в бокалах для вина, чтобы лучше раскрывался аромат.

Сейчас «Hophead» работает по будням с 14 до 22 часов, а по выходным с 12 до 22. Если Александр и Мария все-таки берут выходной, то заранее предупреждают всех гостей в своей группе в социальной сети. Они по-прежнему занимаются пивотекой вдвоем, без наемных работников. Также в интернете можно узнать, какое пиво скоро привезут и попросить отложить пару приглянувшихся бутылочек. В будущем ребята очень хотят регулярно устраивать дегустации, проводить лекции. С открытия прошло не так много времени, поэтому до реализации всех идей и задумок пока просто не дошли руки.

Мне, как человеку далекому от ремесленного пивоварения, владельцы буквально на пальцах объясняли отличие одного стиля от другого, так что теперь непонятные аббревиатуры в их меню обрели для меня смысл. Всех нюансов я, конечно, не успела узнать, так что придется зайти в гости ещё раз. Если и вы хотите открыть для себя новые вкусы и обсудить крафтовое пиво и тонкости пивоварения, Александра и Марию можно найти по адресу улица Рождественская 8/Б. Попробовать вам захочется многое, мы предупреждаем, так что аккуратнее с хмельными напитками!