Пути, которыми шли к открытию нового в своем искусстве живописцы и музыканты ХХ столетия, пересекались чаще, чем в другие эпохи. Композиторы и художники были членами одних и тех же творческих объединений, работали совместно над театральными постановками, вдохновляясь общими проектами.

Таково было содружество Стравинского и Пикассо, Шёнберга и Кандинского и других. Например, Василий Кандинский был тем художником, который ближе всех подошел в живописи к чисто музыкальным принципам. Избавившись от диктата форм  окружающего мира, он заставил звучать линии и цвета на своих абстрактных полотнах.  Его друг и ровесник, композитор Шёнберг, освобождал в те же годы музыку от оков тональности и при этом сообщал ей ряд живописных принципов.

Их близкая дружба вошла в историю искусства ХХ века, а необычайно "музыкальная" и остросовременная живопись Кандинского вдохновила многих композиторов на создание музыкальных посвящений.

19 октября, 19:00. Сюрреализм в музыке

Хотя по большому счёту лишь во второй половине XX века сюрреализм стал привлекать к себе композиторов, Эрик Сати ещё в 1917 году в музыке к балету "Парад" вплетал в партитуру револьверную пальбу, гудение сирен, шум самолётов, постукивание пишущей машинки, всплески воды, звон бутылок.

Первым композиторам-сюрреалистам пришлось услышать упрёки в экстремизме, музыкальной клоунаде. Не обошла эта участь и француза Пьера Шеффера (1910), родоначальника "конкретной музыки". Чуть позже Америка узнала "магнитофонную музыку" Джона  Кейджа (1912-1992). Его эстафету подхватил Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007). Музыкальные произведения сюрреалистов напоминали хеппенинги.

Своеобразным аналогом фроттажа, автоматического письма и декалькомании стала музыкальная алеаторика, метод, допускающий неопределенность или случайную последовательность между элементами музыкальной ткани. Композиторы Дьёрд Лигети (1923-2006) и Маурисио Кагель (1931-2008), развивая традиции первопроходцев, существенно расширили музыкальное сюрреалистическое пространство.

В программе: Джон Кейдж "Living room", Эрик Сати "Обезьяна", Владимир Тарнопольский "Отзвуки ушедшего дня", Альфред Шнитке "Серенада".

Об исполнителях:

Ансамбль солистов "Студия новой музыки", ведущий российский ансамбль современной музыки, основан в 1993 в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ-ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы.

Ансамбль активно концертирует в России и за рубежом и регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, в том числе таких известных как Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. Студия новой музыки является базовым ансамблем международного фестиваля современной музыки Московский форум, проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.

 12+

Стоимость билетов: 100 руб., льготный - 70 руб.

При покупке на сайте www.ncca.ru/nnovgorod - 70 руб.